Начало Правильный дом-2021 Стройка и деньги Мои предложения 2021 Немецкий дом Старые стройки Статьи прошлых лет
3.151676202088
дом в постковидное время
Статьи до 2020 г (много)
Экология
Основные свойства
Архитектура
- примеры планировок
Конструкция
Каменный дом
- стены (начало)
- энергоэффективность
- стены (продолжение)
Каркасный дом
Алгоритм ваших действий
Отопление
Мои антисанкции

Из чего хотите строить дом
Брус, бревно
794 (19.5%)
Каркасный
747 (18.3%)
Пеноблоки
669 (16.4%)
Кирпичные/керамические блоки
489 (12.0%)
Газосиликат
466 (11.4%)
Кирпич, в т.ч. пустотелый
313 (7.7%)
Другие блоки
313 (7.7%)
монолит всех видов
158 (3.9%)
Клееный брус
125 (3.1%)

Как быстро хотите заехать
постараюсь сразу под ключ
1720 (42.22%)
пока фундамент, стены, крышу
1262 (30.98%)
пока только фундамент
809 (19.86%)
другое
263 (6.46%)

Какую площадь дома планируете
до 100м2
1211 (30%)
100-120м2
951 (23%)
120-150м2
813 (20%)
150-180м2
512 (13%)
180-250 м2
373 (9%)
250-350 м2
129 (3%)
более 350м2
85 (2%)

Вы находитесь: Главная страница > Правильный дом
  Зарегистрироваться | Забыли пароль

Немного про архитектуру правильного дома

1.  Правильный дом - скорее одноэтажный, чем двухэтажный. 

 
Почему: Если совсем коротко, то получается так:
- передвигаться по горизонтали нам гораздо удобнее, чем по вертикали - мы не птицы, и крыльев у нас нет. :)  С возрастом это становится все очевиднее.  Если люди строят  не первый дом, то про вторые и третьи этажи уже не думают.  

- лестничный проем - ощутимый фактор снижения теплового комфорта в доме и увеличения расхода энергоносителей.  Теплый воздух  через него поднимается наверх и на втором этаже обычно ощутимо теплее, чем на первом, и вам приходится там открывать форточку. Воздух  на первом становится прохладнее и система отопления прибавляет "газу" на перовом этаже. И вы благополучно отапливаете улицу. 

- лестница занимает место и на первом этаже, и на втором. Это  минимум 4м2 на каждом этаже, а комфортная - 5,  и эту площадь надо построить, что  совсем небесплатно.  Винтовая лестница - это "ни о чем" - представьте, как по ней занести наверх диван или шкаф... 

- сама лестница - очень недешевая деталь дома. подъем на один этаж хорошей дубовой лестницы (которая не заскрипит никогда) может легко обойтись в 5 тыс USD  и уж никак не дешевле 100 тыс руб в самом простом и "антикризисном"  варианте (цены 2019 года).  
Конечно, могут быть "показания" и для двухэтажного дома, но это отдельный вопрос. И обычно это в населенных пунктах или на больших уклонах. 

Квадратный метр одноэтажного дома стоит больше, чем двухэтажного, но  таких метров для жизни надо меньше, чем в двухэтажном.  

Например: 
- одноэтажник формата 9*11 - 100м2 - это три нормальных  спальни,, хорошая гостиная,   подсобное помещение под 10м2, ДВА  нормальных санузла и котельная, она же отчасти вторая кладовая.  И отсутствие нужды  бегать  по лестницам. В двухэтажном это потребует метров 130-140,  включая недешевую деталь под названием "лестница". В одноэтажном доме при большом желании в эту площадь можно всунуть и четыре спальни (см. планировки) 
- одноэтажник с четырьмя спальнями - это 110-120 м2, а двухэтажник - это 150-180.  
2. Огромные окна - это не только дорого, но ощутимые дополнительные  теплопотери.   Но это не означает, что их не должно быть никогда
Большие окна "в пол" смотрятся очень красиво и "по буржуйски", но не только стоят денег  при стройке, но и  могут потребовать существенного увеличения и  усложнения (и удорожания) системы  отопления.  Теплые двухрамные финские окна легко выходят на 600 евро за м2. 
Все это, конечно,  решается, особенно при наличии магистрального газа, но сейчас его подключение - очень недешёвое удовольствие (по МО - сложно сделать за сумму менее  500 тыс, а по факту часто доходит до 1 млн. руб и переваливает эту сумму) И лишние "навороты" в котельной тоже весьма небесплатны.  

Задачка отопления сильно усложняется/удорожается при отсутствии магистрального газа. 
Если включить электрокотел 12 киловатт  круглосуточно при двухтарифном электричестве, то в месяц вы потратите  
3. Кладовки  в доме на порядок важнее, чем в квартире и почти столь же важны, как и жилая площадь. 
При их отсутствии качество жилой площади  сильно   снижается.    А "лишние" 2-3-5 м2, добавленные в котельную или кладовую могут решить массу проблем организации жизни.  

В идеале надо иметь минимум две приличного размера кладовые - одну - для  одежды (типа "гардеробная") и вторую - для продуктов и мелких вещей. В этом качестве можно использовать часть котельной, сделав ее чуть больше. (добавив те же 2-3-5 м2) 
4. Если есть желание "запасти" помещения для  большого количества гостей/выросших детей,  то надо устроить "эксплуатируемый чердак" 
- сделать теплые обитаемые помещения на чердаке, утеплив его по скатам крыши до перекрытия.  
- придется усилить и балки перекрытия, и сделать хорошее перекрытие, и разводку коммуникаций будет делать посложнее, и лестницу наверх завести.  Жесткое и ТИХОЕ деревянное перекрытие - не самое бюджетное мероприятие
5. Если есть желание иметь сауну или баню - то ее надо делать в доме, как у финнов, а не в отдельном  здании. 
Отдельно стоящая сауна - это дорого и по стройке, и по заведению туда коммуникаций, и по эксплуатации - ее отапливать надо, а "теплоцентраль" от дома с отоплением и горячей водой - штука нетривиальная и теплопотерь там получается немало. 

Прежде чем делать такое, поинтересуйтесь бюджетом у тех, кто уже построил.  Можно рассмотреть  ее расположение на эксплуатируемом чердаке/мансарде -  Немцы там часто делают даже газовые котельные - газ бежит по трубе сам, его, в отличие от дров, таскать не надо.     Если котельная дровяная, то  ее придется делать  внизу. 
А для дровяной сауны много дров не надо и их вполне можно занести на чердак, тем более, что сауны делаются на электричестве...  (есть и газовые печки для саун.) 
5. Веранда - очень нужная часть дома.   
Это может получиться самое   эксплуатируемое  помещение в теплое время года, да и в весной, осенью и даже зимой веранда оказывается кстати.

Я не представляю себе правильного дома без веранды. На мой взгляд, ее размеры  должны быть не меньше, чем 3*5м.  Это позволяет  не только поставить стол и стулья, но и выходить из-за стола не поднимая соседей. 
Вывести сюда воду для мытья рук и ополаскивания посуды - самое то. 
6. Второй свет  (отсутствие перекрытия над  частью первого этажа,  например, части гостиной) 
очень украшает дом и в одноэтажном доме делается "на раз"  -  денег стоит, но "жаба  совсем не душит". Туда часто просится внутренний балкончик - как минимум для мытья окошек во фронтонах. И украшение получается замечательное, хотя и не самое бюджетное. 
7. Крыльцо - вещь необходимейшая.  
Сейчас мне очевидно , что крыльцо с  навесом/крышей, и площадью не менее  3м2 -  необходимость, а не каприз.  Возможно, что его стоит огородить    стеночками (например, стеклянными) .   
8. Углы  наклона крыши и свесы.
Самый универсальный угол наклона крыши - 22 градуса и больше. При таком угле можно без проблем использовать практически любой  кровельный материал. в т.ч. штучную и металлическую черепицу. Это лучший угол для холодного чердака. Для эксплуатируемых чердаков его может оказаться маловато, но  лучше вписаться в 36-40 градусов - смотрится гармоничнее. Без крайне нужды я бы не  стал делать угол наклона меньше  меньше 18 градусов. 

Если угол наклона от 22 до 18 градусов, то  использовать штучные материалы (обычную керамическую и металлическую черепицу) можно , но некоторыми ограничениями ,  Это приемлемо на небольших площадях -  верандах, козырьках, но на основной кровле этого явно стоит  избегать. 
При углах менее 18 градусов вы практически  обречены на  кровлю из вариаций на тему гибкой черепицы или фальцевого металла.  Гибкая черепица бывает с очень  хорошим сроком службы  и  гарантией изготовителя 50 лет, но при этом ее цена вас  явно не порадует. При оценке стоимости надо учитывать не только сам материал, но сплошную обрешетку под нее из ОСП, и ковер-подложку, и детали для ендов и хребтов, и аэраторы для подкровельного пространства, и кучу других мелочей.  Но эти "мелочи" могут легко утроить очевидную стоимость материала для  плоских участков для вашей кровли...   

Как бюджетный вариант гибкой черепицы  можно рассмотреть рулонную кровлю.  У нее на удивление  неплохой срок службы, и при наличии черновой кровли  на простых крышах ее делать совсем не страшно. 

Альтернатива гибкой черепице для маленьких углов наклона -  фальцевый металл. Это очень хорошая кровля. Но, к сожалению,  весьма небюджетная даже из простой оцинкованной стали, не говоря про медь или цинк..
Свесы крыши:   их основное назначение - уменьшить намокание стен дома при косых дождях, и продлить срок службы наружной отделки.  Как "бонус" - небольшой навес по периметру дома, под которым можно пройти, не сильно намокнув в дождь (такая нужда случается нечасто) .  Для правильного дома я  бы не рассматривал  свесы менее 70 см, а лучше 80-90, а больше  явно не стоит. И здесь одноэтажный  дом "рулит" - жить с ним удобнее..  При  нужде сэкономить свесы идут под нож в первую очередь, и превращаются в 40-50 см. 
9. Материал кровли:
При текущей цене на хорошую финскую сталь  кровля из штучной цементно-песчаной черепицы типа Браас  или БалтикТайл  со  сроком службы 100 лет кажется самым разумным выбором.  Если, конечно,  углы наклона кровли позволяют ее эффективно использовать.

Фальцевый металл - даже если это  сталь с полимерным покрытием - тоже очень хорошо,   но брать  сталь без   полимерного покрытия - явно  нонсенс  из-за очень короткого срока службы цинка на ее поверхности без защиты.

10. Примеры  разумных планировок  

10.1 Одноэтажный дом формата 9*9 м с двумя спальнями, с двухскатной кровлей. 




10.2 Одноэтажный  дом формата 9*11м с тремя-четырьмя  спальнями 



   


10.3 одноэтажный дом формата 9*12-13 м  с четырьмя спальнями 

*** это будет показан чуть позже. 

10.4 дом с эксплуатируемым чердаком 145 м2 с тремя спальнями на первом этаже и  двумя -  на  чердаке) . Есть есть домик такого же формата с двумя спальнями внизу

Помещения наверху лучше использовать как кладовку и гостевые, или непостоянно обитаемые, хотя свой санузел там есть. 




И внешний вид домиков такого типа: 


10.5 Дом с эксплуатируемым чердаком 13,4*9,2 - три спальни внизу 







Есть варианты с другим расположением гостиной - количество спален можно уменьшить, и  легко сделать второй свет - см. здесь.


 Для перекрытия над первым этажом можно использовать деревянные балки, а конструкция фронтонов и стен на чердаке может быть каркасной.

Лестница из сравнительно холодного и закрытого тамбура "убивает"  отток нагретого воздуха с первого этажа наверх, что, в конечном итоге и делает жизнь на чердаке более комфортной, и экономит энергоносители.


Здесь наверху легко размещаются две спальни, санузел и кладовка. Вместо одной спальни запросто можно сделать второй свет, если поместить гостиную в правый торец дома...

 


10.8  Планировки Т-образного одноэтажного дома с эксплуатируемым чердаком -  побольше , для узкого участка.

По сути - четыре основные спальни внизу, четыре гостевые - наверху. Честно говоря, мне сложно представить нужду в бОольшем  доме, чем этот. 

На первом этаже справа - хозяйский отсек, сзади - две спальни для старшего поколения. По архитектуре - это явно небюдженый домик. Большие  вспомогательные  помещения



Первый этаж:

 

И его эксплуатируемый чердак: здесь ЧЕТЫРЕ гостевые спальни, хороший холл, санузел с сауной. В проеме второго света сделан внутренний балкончик - это и украшение, и способ помыть окошки во фронтонах в гостиной.  Здесь картинка из РД, поэтому нет мебели и детализация другая.

То, что выглядит на плане как "большая пустая комната над гостиной" - это второй свет. И в нем ниже уровня перекрытия сделан небольшой балкончик. Здесь не подписан ни второй  свет, и балкончик  не показан. 



А вот  одна из картинок внешнего вида: 






Комментарии:

Светлана LemArch, 23.05.2017 20:20:33
Мне , как архитектору, этот раздел Вашего сайта нравится больше всего :) Про веранды и про свесы кровли - согласна на 100%! Про крыльцо тоже и про площадь подсобных помещений.

Только про второй свет - сомнения. Да, конечно, это супер красиво. Но как насчет теплопотерь? Ведь "второй свет" подразумевает не маленькие экономичные окошечки, а большое стеклянное полотно. То есть, часть теплой стены просто заменяется стеклом. На юге - да, пойдёт. А на севере?
Владимир Моисеев, 24.05.2017 07:20:04
Светлана, не надо фанатизма - окошки высотой в два этажа не просто не нужны, но вредны- крайне сложны и в реализации, и в эксплуатации - их же надо еще и мыть.  Вот пример таких окошек - это еще неотделанный,  но уже обитаемый домик - по сути - стройка....

Обратите внимание на внутренний балкончик -  это для мыться окошек, ну и для красоты, конечно. Там появятся перила и будет существенно симпатичнее...

Здесь не видно самого конька, но стойка, на которой он лежит, проходит между окошками. И если приглядеться, то можно различить второй скат крыши.
Владимир Моисеев, 24.05.2017 07:25:39
В последнее время,  с  накоплением опыта жизни в таком доме, появилось  желание перенести котельную в мансарду, а кладовку сверху - перенести на место  котельной.  Но боюсь, что  эти мои столь революционные хотелки народ не поймет. Поэтому пока  не предлагаю.
Светлана LemArch, 24.05.2017 12:46:36
В таких масштабах - да, согласна :)

Просто мы проектировали однажды дом со вторым светом в Запорожье. Там была большая веранда со вторым светом. Стекло не было на всю стену, но его было довольно много. Но это было Запорожье ;) Конец октября. В саду ещё цвели розы.
Потом мы возвращались в Москву на поезде и наблюдали в окно смену сезонов: переехали из лета мимо желтых березок - прямо в позднюю осень. Но это так, к слову о климате.

Кстати, а как на этот балкончик (на фото) заходить? Просто не совсем понятна архитектура дома. Где же там мансарда?
Светлана LemArch, 24.05.2017 12:52:57
Да, еще хотела спросить. Еще когда читала статью возник этот вопрос. А почему котельная - на мансарде? В чем основное преимущество?
Просто обычно именно мансарда рассматривается как такая удобная комнатка для жизни, а не для подсобки. Если это именно мансарда.
Владимир Моисеев, 24.05.2017 18:05:54
Светлана, я говорю о правильных домах. Для нашего климата, и для жизни нормальной семьи, возможно, из двух поколений, пока дели не отделились, или родители не ушли.

Примеры домов, которые мне  мне представляются разумными для жизни за городом,  есть  и вы их видели.

Я не понимаю людей, которые строят дома по 1000 м2 - чтобы найти жену, надо ей позвонить на мобильный, и без прислуги делать нечего - его просто не убрать, даже пыль не вытереть. Уборка в доме 200м2 - уже непростая задача, но еще решаемая "своими силами".

Планировка дома, фото второго света я приложил - это  последний в этой статье, Т-образный.  Вход на балкон - из мансарды.  Фото сделаю и приложу.

Почему котельную хочется на чердак? до потому что частота ее использования (в смысле посещения как помещения) НА ПОРЯДОК ниже, чем нормальной кладовки, где можно и надо хранить продукты, инструменты, возможно, стиральную машину...  

А по лестнице бегать каждый раз наверх - лениво. И  начиная с некоторого возраста  - почти невозможно. Например,  для моей тещи, коророй 85 лет, каждый поход наверх - это ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ путешествие, и происходит в режиме ЭКСКУРСИИ (я забыла, что там у нас есть)

Мансарда, в моем понимании это  теплый объем между скатами крыши и  перекрытием  этажа под крышей. В данном случае - первого.  И часто там бывает не 25 метров, а 125 и больше.

Моя "концепция" заключается в том, что основная жизнь постоянных обитателей происходит а первом этаже, а наверху -  молодежь, гости,  и всякие технические и редко неиспользуемые помещения. Например - сауна, котельная...  

Кстати, слово "чердачная котельная"  у буржуинов в Европе весьма популярно...
Светлана LemArch, 24.05.2017 20:40:04
Знаете, Владимир Анатольевич, там в Запорожье тоже был маленький уютный домик, только с большой верандой. Мы, собственно говоря, эту веранду и пристраивали к жилому дому. Кстати, там с прислугой тоже было все в порядке, и в доме, и в саду.

А про архитектуру домика все равно не совсем ясно. Во-первых, на плане не обозначен ни "второй свет", ни балкончик. Только странная дверь в "большую пустую комнату на втором этаже". Во-вторых, на фотографии и на рисунке в конце статьи - одна и та же стенка? На рисунке показана лесенка на этот балкончик. А на плане есть лестница из другого помещения - основная. Два разных варианта? Или две лестницы!
Светлана LemArch, 24.05.2017 20:43:47
А насчет чердачной котельной - спасибо за пояснения! Действительно, разумно. Это в молодости не задумываешься, и кажется, что прикольно, когда все спальни сверху.
Владимир Моисеев, 25.05.2017 09:32:45
Светлана, картинка внизу - это от другого домика. Она для иллюстрации, что такое "второй свет".

А последний домик на сайте представлен очень плохо, и здесь вы правы.  Попробую ка я его описать получше. Чтобы было понятно назначение и площади помещений, и расстановка мебели.
Владимир Моисеев, 25.05.2017 09:52:18
CСветлана, если вы в Москве - до можно попробовать глянуть  на этот  домик живьем...
Светлана LemArch, 25.05.2017 15:49:33
Цитата
Владимир Моисеев пишет:
CСветлана, если вы в Москве - до можно попробовать глянуть  на этот  домик живьем...

Я в Зеленограде ) А домик где? Правда, не знаю, есть ли смысл, все равно внутрь не пустят ;)
Владимир Моисеев, 26.05.2017 06:11:13
Домик в районе Домодедово - пос. Авиационный. Внутрь гарантированно "пустят" - было бы желание.
Но от вас это не сильно близко, прямо скажем - если ехать по МКАДУ - 100км.

Если будет интересно и будете в этих краях - звоните, постараюсь пересечься и организую эту экскурсию.
Антон Мулеванов, 06.05.2018 01:48:14
Доброго времени суток.
А есть полноценный проект на дом 145м2 значащийся в пункте 10.1
хочу такой построить очень
Владимир Моисеев, 06.05.2018 09:35:56
Домик этот был построен, кажется, в 2014- 2015 годах, а может и раньше. Начинался как каркасный, по ходу процесса превратился в комбинированный.   С ходу папочки с этим домиком на компе не нашел - могла умереть  вместе с уворованным из машины ноутом - это случилось примерно в то же время.  НО у архитектора вполне могла  сохраниться.

Ясно, что  моя РД вам вряд ли подойдет, но архитектура (геометрия и размеры)  мало зависят от материала стен и места стройки.  Если архитектура нужна, то напишите мне  запросик по кнопке снизу "написать автору" с вашими координатами - сведу с архитектором, у которого это могло остаться.
Ваше имя:
Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Со злостью 
Шутливо  Восклицание  Вопрос 
Идея  Скептически 
Защита от роботов

 
    НАПИСАТЬ АВТОРУ +7(903)770-66-54
  © 2013 Проект "Свой дом". Свой загородный дом.
Хорошим людям - правильные дома!